|
| постоянный участник
|
Сообщение: 7
Зарегистрирован: 11.03.08
Репутация:
1
|
|
Отправлено: 31.03.08 23:17. Заголовок: Теперь – суть пробле..
Теперь – суть проблемы она же суть упрека. Что, собственно, в нынешней Фантастике не так? Пусть себе «креведко» услаждается любовью эльфов трудовых, а д`Артаньян кропает себе очередной том про «систему магии» десантника Петрова. «Я спросил десантника Петрова: ты зачем замкнул волшебный провод?..» В океане Пост-Модернизма, где нам всем суждено плавать и тонуть, главным правилом является РАВНОЦЕННОСТЬ ИДЕЙ и, соответственно, РАВНОЦЕННОСТЬ ТЕКСТОВ. «Хорошее» и «плохое» - всего лишь личное восприятие, не больше. У каждой музы есть поклонники – и у каждой мухи они есть. Муха жужжит – читателям радость. И нечего соваться с «абсолютными критериями», уподобляясь навек ушибленным «соцреализмом» критикам из Боллитры. Многомыслие и многовкусие все же отраднее, чем «воспевание начальства в доступной ему форме» (Войнович). Пусть цветут сто цветов и растут сто грибов. Умный есть поганку не станет, а дураку и мухомор в радость. Покупай хорошую книгу хорошего автора – и будь счастлив. Так в чем вопрос? А вопрос, коллеги, в пути нашей Фантастики, в ее, рискнуть сформулировать, Дао. Как видят путь Фантастики нынешние д`Артаньяны не знаю, да и не слишком это интересно. Мы же в те славные годы четко различали два возможных направления. Первое – «западное», а точнее общемировое. Это – превращение книги исключительно в товар, низведение писательского «продукта» до уровня жвачки и памперсов. Второе – сохранение и умножение лучшего, из того, что удалось создать нашим предшественникам и, на основе этого, сотворение Фантастики как части Литературы, действительно равноценной со всем прочим по любым счетам, включая гамбургский. В 1997-м в это можно было поверить. Напоминаю: Рыбаков, Штерн, Александр Громов. «Дерни за веревочку», «Да здравствует Нинель!», «Мягкая посадка». Ставилась планка – достаточно высокая, истинно литературная. Субстанция из Интернет-бассейна может булькать по этому поводу что угодно, но так было. Больше скажу. Это сейчас Фэндом нечто вроде Буратины на медосмотре: скорее мертв, чем жив. В «те» годы Фэндом был не только живехонек, но и чрезвычайно дружен. Практически это и была идеальная писательская организация, имевшая уже немалый опыт «полуподпольной» и вполне легальной деятельности. За начало 90-х, несмотря на все трудности, Фэндом приобрел законченную и очень удачную структуру: клубы по городам, несколько региональных конвентов – и конвент главный. На эту роль вполне заслуженно претендовал именно Интерпресскон. Причем (пусть не говорят, что харьковские питерских не любят!) именно петербургские фантасты зримо шли в авангарде, причем во всех отношениях. Итак, основа, и очень неплохая, имелась, Великий Бум выплеснул на поверхности сотни (более 300-т за год) новых имен, энтузиазма и оптимизма хватало на дюжину Магниток и Днепрогэсов. Чего вам еще было надо, парни из 1997-го? Не ответят – это всего лишь диорама. А мы пойдем дальше, но прежде поглядим на невеликую картинку на противоположной стене. Это не обобщение, просто этюд. Интерпресскон уже через несколько лет. Пьяная толпа гостей и фэнов тусуется на лужайке, а им навстречу идут приехавшие «на вручение» питерские «звезды». Именно на вручение, общаться с «народом» большинство уже брезгует. Шествуют важно, носы вверх, трудовые «мозоли» вперед. Четко по классику: «Ходит Спесь, надуваючись, c боку на бок переваливаясь.» На них не слишком смотрят – пьян народ, не первый уже день вдрабадан. Черт возьми! В 1997-м Борис Натанович Стругацкий обсуждал с нами бытие Божье, не больше, не меньше! А ведь и люди те же, и декорации. Конечно, превращение хорошего конвента в, скажем так, нечто иное, дело печальное, но не решающее. Лакмус, бумажка пробная. Но все прочее ничуть не веселее, увы. Зал Дефолта – обгорелые стены, груды неизданных книг. На грязной фанере – имена тех, кто уцелел – из тех трех сотен с немалым хвостом, кто несмотря ни на что остался в Фантастике. Список не слишком длинный, под семь десятков. «Два взвода» - невесело шутили мы тогда. Но еще надеялись, надеялись, надеялись… Ведь кое-что все-таки получалось: книги издавались, пусть и не с прежним обилием, но вспыхивали новые имена (поколению Олега Дивова – респект!), Фэндом не распался, фантастикой наконец-то заинтересовались серьезные специалисты, начали изучать, диссертации пописывать. Казалось, еще немного, еще чуть-чуть. Впереди был Миллениум, новый век – новые надежды. Они сбылись, надежды – в полной мере, но совсем не так, как думалось. Новый век – новая смена, на этот раз многочисленная, смелая и боевитая. Помниться, на одном конвенте даже дискуссию устроили. Где, мол, та молодая шпана, что сотрет нас с лица Земли? Шпана явилась, обернувшись, знаменитыми «стирателями». Они решили вопрос с Дао – полностью и окончательно. Прежде всего, Фантастика быстро и внешне безболезненно поделилась на ся. Окончательно ушла в дрейф льдина фэнтези, так и не ставшая для нас полностью «своей», проклюнулось великое древо фантастики дамской - той самой, где любовь и юмор. Застолбили хронооперу с ее весьма жесткими правилами (восточные единоборства – пропуск к королю Артуру). Издала первый хриплый лай фантастика Реванша. Все это оформлялось сериями, чтобы читатель даже в полутьме не спутал. Тут розовенькое, тут синенькое, там с полосочками. Все? Нет, не все. Был не просто «легализован», но и поставлен в самый центр СЕРИАЛ, как метод написания и способ существования. Все остальное отодвинулось на обочину. «Стиратели»! Вы исполнили свою роль, сил ваших вполне хватило, чтобы развернуть Фантастику на помянутый «западный» путь. Мордой – да об рынок. Не вы начали, но вы довершили, породив и д`Артаньянов и «креведог». Если вам хорошо спится по ночам, очень рад. Музей пройден, дальнейшее – уже современность, реальность, данная в ощущениях. Хотите критикуйте, хотите – восторгайтесь, иного Настоящего у фантастики нет. А посему вернемся к истоку, дабы сформулировать вопрос, а следом, ежели получится, ответ. Почему фантасты 90-х, отцы и дети Великого Бума, Проба-96, не сделали того, что хотели? Если виноват – то кто именно? Если нет, в чем причина?
|