Правила: заголовок темы должен кратко и понятно отражать ее суть, нельзя писать латиницей или заглавными буквами. Сообщение, ник, аватар не должны выделяться своими размерами или стилем написания от остальных, быть читабельными, написаны литературно и достаточно грамотно.

АвторСообщение
постоянный участник


Сообщение: 6
Зарегистрирован: 11.03.08
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.03.08 23:17. Заголовок: Доклад Андрея Валентинова. Часть2.


ПРОБА - 96

внимание - это вторая часть.

Судьба литературного поколения


Доклад Андрея Валентинова (сначала)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


постоянный участник


Сообщение: 7
Зарегистрирован: 11.03.08
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.03.08 23:17. Заголовок: Теперь – суть пробле..


Теперь – суть проблемы она же суть упрека. Что, собственно, в нынешней Фантастике не так? Пусть себе «креведко» услаждается любовью эльфов трудовых, а д`Артаньян кропает себе очередной том про «систему магии» десантника Петрова. «Я спросил десантника Петрова: ты зачем замкнул волшебный провод?..» В океане Пост-Модернизма, где нам всем суждено плавать и тонуть, главным правилом является РАВНОЦЕННОСТЬ ИДЕЙ и, соответственно, РАВНОЦЕННОСТЬ ТЕКСТОВ. «Хорошее» и «плохое» - всего лишь личное восприятие, не больше. У каждой музы есть поклонники – и у каждой мухи они есть. Муха жужжит – читателям радость. И нечего соваться с «абсолютными критериями», уподобляясь навек ушибленным «соцреализмом» критикам из Боллитры. Многомыслие и многовкусие все же отраднее, чем «воспевание начальства в доступной ему форме» (Войнович). Пусть цветут сто цветов и растут сто грибов. Умный есть поганку не станет, а дураку и мухомор в радость. Покупай хорошую книгу хорошего автора – и будь счастлив. Так в чем вопрос?

А вопрос, коллеги, в пути нашей Фантастики, в ее, рискнуть сформулировать, Дао. Как видят путь Фантастики нынешние д`Артаньяны не знаю, да и не слишком это интересно. Мы же в те славные годы четко различали два возможных направления. Первое – «западное», а точнее общемировое. Это – превращение книги исключительно в товар, низведение писательского «продукта» до уровня жвачки и памперсов. Второе – сохранение и умножение лучшего, из того, что удалось создать нашим предшественникам и, на основе этого, сотворение Фантастики как части Литературы, действительно равноценной со всем прочим по любым счетам, включая гамбургский. В 1997-м в это можно было поверить. Напоминаю: Рыбаков, Штерн, Александр Громов. «Дерни за веревочку», «Да здравствует Нинель!», «Мягкая посадка». Ставилась планка – достаточно высокая, истинно литературная. Субстанция из Интернет-бассейна может булькать по этому поводу что угодно, но так было.

Больше скажу. Это сейчас Фэндом нечто вроде Буратины на медосмотре: скорее мертв, чем жив. В «те» годы Фэндом был не только живехонек, но и чрезвычайно дружен. Практически это и была идеальная писательская организация, имевшая уже немалый опыт «полуподпольной» и вполне легальной деятельности. За начало 90-х, несмотря на все трудности, Фэндом приобрел законченную и очень удачную структуру: клубы по городам, несколько региональных конвентов – и конвент главный. На эту роль вполне заслуженно претендовал именно Интерпресскон. Причем (пусть не говорят, что харьковские питерских не любят!) именно петербургские фантасты зримо шли в авангарде, причем во всех отношениях. Итак, основа, и очень неплохая, имелась, Великий Бум выплеснул на поверхности сотни (более 300-т за год) новых имен, энтузиазма и оптимизма хватало на дюжину Магниток и Днепрогэсов. Чего вам еще было надо, парни из 1997-го?

Не ответят – это всего лишь диорама. А мы пойдем дальше, но прежде поглядим на невеликую картинку на противоположной стене. Это не обобщение, просто этюд. Интерпресскон уже через несколько лет. Пьяная толпа гостей и фэнов тусуется на лужайке, а им навстречу идут приехавшие «на вручение» питерские «звезды». Именно на вручение, общаться с «народом» большинство уже брезгует. Шествуют важно, носы вверх, трудовые «мозоли» вперед. Четко по классику: «Ходит Спесь, надуваючись, c боку на бок переваливаясь.» На них не слишком смотрят – пьян народ, не первый уже день вдрабадан.

Черт возьми! В 1997-м Борис Натанович Стругацкий обсуждал с нами бытие Божье, не больше, не меньше! А ведь и люди те же, и декорации.

Конечно, превращение хорошего конвента в, скажем так, нечто иное, дело печальное, но не решающее. Лакмус, бумажка пробная. Но все прочее ничуть не веселее, увы. Зал Дефолта – обгорелые стены, груды неизданных книг. На грязной фанере – имена тех, кто уцелел – из тех трех сотен с немалым хвостом, кто несмотря ни на что остался в Фантастике. Список не слишком длинный, под семь десятков. «Два взвода» - невесело шутили мы тогда. Но еще надеялись, надеялись, надеялись… Ведь кое-что все-таки получалось: книги издавались, пусть и не с прежним обилием, но вспыхивали новые имена (поколению Олега Дивова – респект!), Фэндом не распался, фантастикой наконец-то заинтересовались серьезные специалисты, начали изучать, диссертации пописывать. Казалось, еще немного, еще чуть-чуть. Впереди был Миллениум, новый век – новые надежды.

Они сбылись, надежды – в полной мере, но совсем не так, как думалось. Новый век – новая смена, на этот раз многочисленная, смелая и боевитая. Помниться, на одном конвенте даже дискуссию устроили. Где, мол, та молодая шпана, что сотрет нас с лица Земли?

Шпана явилась, обернувшись, знаменитыми «стирателями». Они решили вопрос с Дао – полностью и окончательно. Прежде всего, Фантастика быстро и внешне безболезненно поделилась на ся. Окончательно ушла в дрейф льдина фэнтези, так и не ставшая для нас полностью «своей», проклюнулось великое древо фантастики дамской - той самой, где любовь и юмор. Застолбили хронооперу с ее весьма жесткими правилами (восточные единоборства – пропуск к королю Артуру). Издала первый хриплый лай фантастика Реванша. Все это оформлялось сериями, чтобы читатель даже в полутьме не спутал. Тут розовенькое, тут синенькое, там с полосочками.

Все? Нет, не все. Был не просто «легализован», но и поставлен в самый центр СЕРИАЛ, как метод написания и способ существования. Все остальное отодвинулось на обочину.

«Стиратели»! Вы исполнили свою роль, сил ваших вполне хватило, чтобы развернуть Фантастику на помянутый «западный» путь. Мордой – да об рынок. Не вы начали, но вы довершили, породив и д`Артаньянов и «креведог». Если вам хорошо спится по ночам, очень рад.

Музей пройден, дальнейшее – уже современность, реальность, данная в ощущениях. Хотите критикуйте, хотите – восторгайтесь, иного Настоящего у фантастики нет. А посему вернемся к истоку, дабы сформулировать вопрос, а следом, ежели получится, ответ.

Почему фантасты 90-х, отцы и дети Великого Бума, Проба-96, не сделали того, что хотели?

Если виноват – то кто именно? Если нет, в чем причина?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия